Нове на сайті
Інтерв'ю
Новини області
Новини України
Оголошення
Афіша

Никопольский Железнодорожный вокзал – Главные ворота Никополя.

Никопольский Железнодорожный вокзал – Главные ворота Никополя.
24 Бер 2021 12:48 | Новини Нікополя

Часть первая. Начало.
На этот раз речь пойдет о главных «воротах» нашего города – Никопольском железнодорожном вокзале, который тесно связан с Приднепровской железной дорогой и это естественно.
Приднепровская железная дорога – одна из наиболее крупных и продуктивных, в составе Укрзализныци, предприятие с многолетней историей и традициями.
Откуда же пошла Приднепровская…
Свою летопись Приднепровская железная дорога ведет с ноября 1873 года, когда было открыто железнодорожное сообщение между станциями Лозовая и Александровск (сегодня Запорожье) с веткой до станции Екатеринослав (в наши дни Нижнеднепровск), куда и прибыл первый поезд.
Событие это прошло весьма скромно, «без публичного банкета»: как писала газета «Одесский вестник», «городские власти не приглашали, ограничились домашним праздником. Были по обычаю тосты, спичи (застольные речи) и всякие благопожелания».
Впрочем, ничего удивительного – слишком многие в те годы считали строительство железной дороги роскошью, убыточной затеей, а скорость – «вещью излишней, даже вредной, влекущей за собой дороговизну», и противопоставляли паровозам дешевую конную тягу.
В годы советской власти навязывался устойчивый стереотип, что никакая промышленность не развивалась. Наоборот в тот период шла полным ходом индустриализация Российской империи.
Интенсивное развитие каменноугольного Донецкого и железорудного Криворожского бассейнов, металлургической, машиностроительной и др. отраслей промышленности на юге Российской империи требовало открытия новых железнодорожных направлений. Поэтому в 1884 году были введены в эксплуатацию железнодорожные участки Хацапетовка (ныне Углегорск) – Синельниково протяженностью 208 верст и Екатеринослав – Долинская протяженностью 235 верст. Они, собственно, и получили название Екатерининской железной дороги – в честь императрицы, во времена царствования которой Приднепровье вошло в состав Российской империи.
А объединяла между собой восточную и западную линии новой стальной магистрали ту самую железнодорожную ветку на Екатеринослав, открытую в 1873 году.
Екатерининская железная дорога развивалась очень стремительно, впрочем, как и весь Приднепровский край с его промышленностью, чему, несомненно, весьма способствовала прокладка стальной магистрали. Вскоре железнодорожные ветки протянулись к Кайдакам и Каменскому (ныне Днепродзержинск), Ингульцу, Саксагани и Долгинцевому, Пологам и Бердянску, Никополю, Запорожью и др. населенным пунктам.
Промышленное развитие города особенно ускорилось в конце XIX в. в связи с разработкой марганцевых руд, обнаруженных вблизи Никополя в 1883 году, в 1885 году в городе был основан завод земледельческих машин и инвентаря (ныне завод строительных машин – краностроительный завод). В 1895 году построены чугуномеднолитейный завод, изготовлявший мелкое оборудование для горнодобывающей промышленности и сельхозорудия, механический завод земледельческих машин и орудий. В 1896 году в Никополе действовали, кроме названных, еще три кирпично-черепичных, маслодельный, мыловаренный, пивоваренный — в целом более 20 небольших заводов, на которых было занято 300 рабочих. Наряду с этим насчитывалось 154 ремесленных мастерских. В 1900 году здесь было 200 торговых предприятий. С Никопольской пристани сплавляли по Днепру товаров более чем 5 млн. пудов. Это были главным образом хлебные грузы (свыше 3 млн. пудов) и марганцевая руда (более 1,5 млн. пудов). Прибывали на пристань каменный уголь, лес и строительные материалы, бакалейные товары и мануфактура.
Развитие промышленности и торговли благоприятствовало росту населения. Если в 1896 году в Никополе проживало более 19 тыс. человек, то в 1913 году—26 тыс. Перед первой мировой войной в городе насчитывалось 2692 здания, из них только 59 — каменных. Основная масса домов была крыта соломой и камышом. Общая протяженность улиц достигала 30 км, но только 3,5 км были мощеными. Лишь кое-где город освещался керосиновыми лампами. Воду привозили бочками из Днепра.
К началу Первой мировой войны Екатерининская железная дорога была уже протяженностью 2728 верст проходила по территории Харьковской, Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерний, а также в области войска Донского, имела самый большой в Российской империи грузооборот (около 390 млрд. пудо-верст) и перевозила до 12 млн. пассажиров, что делало ее одной из ведущих российских и европейских железных дорог. Ремонт и обслуживание подвижного состава магистрали выполнялся в железнодорожных мастерских Екатеринослава, которые в то время также были крупнейшими в стране.
После Октябрьской революции, в мае 1918 года, Екатерининскую железную дорогу под названием Запорожской подчинили Народному комиссариату путей сообщения. В 1919-м магистраль вернула себе свое прежнее имя, однако в 1935-м ее снова переименовали – теперь уже в Сталинскую, а с 1961 года дорога носит свое нынешнее название – Приднепровская.
Железнодорожная ветка Александровск – Никополь – Долинское была открыта в 1903 г. Спустя два года на ней был построен вокзал «Никополь». Здесь, на расстоянии нескольких верст от местечка, в едином стиле возвели целый комплекс – сам вокзал, депо, здания различных служб и жилые дома для железнодорожников. Для них и их детей был даже разбит небольшой сквер с качелями. Некоторые здания сохранились до сих пор.
В 1918 году здесь была открыта средняя школа «четырёхлетка» родители детей которых работали железнодорожниками в районе железнодорожного вокзала ст. Никополь. Позже она стала «семилетней» и с 1936 года её называли «железнодорожная» школа № 36 – тогда нумерация «железнодорожных школ» велась по Приднепровской железной дороге. В этой школе, в разные периоды, училось три Героя Советского Союза: Усов В.М., Карамушка П.Г., Брыль Н.Х.
«Постановлением Совета министров УССР от 29 сентября 1976 года средней школе №2 присвоено имя Героя Советского Союза никопольчанина Усова Виктора Михайловича, начальника погранзаставы, погибшего 22 июня 1941 г.»
Никопольское депо, по тем временам, было немаленькое. Судите сами. Двухэтажное кирпичное здание, на каменном фундаменте, с крышей, покрытой шифером и стеклом. Высота здания – 15 м, кубатура – 195000 м³, площадь – 1-го этажа – 12000 м², площадь 2-го этажа – 500 м².
В здании 125 окон, размером 5,5 х 2,0 м; 66 окон, размером 2,0 х 1,2 м; 12 дверей, размером 7,0 х 4,0 м; 37 дверей, размером 2,5 х 1,7 м, 4 мастерские, 15 комнат.
С введением в строй в 1903 году второй очереди Екатерининской железной дороги Никополь оказался на соединении двух важных магистралей: водной и железнодорожной.
Ежегодно по Днепру перевозилось более 5 млн тонн грузов — главным образом хлеб и марганцевая руда. На пристань прибывали каменный уголь, лесные и строительные материалы, бакалейные товары.
Это способствовало более интенсивному промышленному развитию города.

Оставить комментарий

avatar
250