Зеленоглазое такси или от извозчика до водителя
Джерело: «Радіо Ностальжі 102.4 FM»
Такси дословно от французского Taximètre «счётчик цены», позже так начали называться и сам вид транспорта и соответственно сама машина.
Это своего рода общественный транспорт, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру.
Примитивные прототипы такси появились в Лондоне, где то в 1639 году, когда лондонские кучера получили лицензию на извоз, а в Париже годом позже. A к середине XIX века извозчики пересели на двухколесную открытую повозку — кабриолет, который очень быстро стал называться «кэбом».
В России посланник польского короля Де-Ла Невилль отмечал в 1689 году наличие около тысячи маленьких тележек, запряжённых в одну лошадь, перевозящих публику за небольшую плату.
Первые моторизированные наёмные экипажи — фиакры [фр. fiacre] появились во Франции в 1890 году, но особым успехом не пользовались. Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку.
В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр — и ситуация стала быстро меняться.
И в 1896 году – через десять лет после выезда появления первого бензомоторного экипажа по улицам немецкого города Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозного предприятия». Эти шестиместные «Даймлеры» с четырёхсильными моторами стали первыми в мире такси.
Правда, само название «такси» появилось несколько позже.
Так таксометр благополучно перекочевал на автомобили-такси. В начале ХХ века счетчики-таксометры были самых разнообразных видов, типов, конструкций и принципов действия. Существовали механические, электрические и даже пневматические счетчики. Неизменным оставался привод от колеса, но теперь уже автомобильного.
С привычным для нас местоположением таксометра в салоне автомобиля определились не сразу. В начале таксометр старались установить там, где легче было приводить прибор в действие, что не всегда было удобно водителю, и уж совсем неприемлемо для пассажира.
Такси это сугубо гражданский автомобиль, но волею судеб повлиявший на ход крупного военного сражения и ставший известным как «Марнское такси». В сентябре 1914-го на таких машинах удалось срочно перебросить на фронт большое число резервистов, защитивших Париж от немецких войск, которые уже форсировали реку Марна.
Где то к середине ХХ века извозчиков (водителей кобылы) заменили водители авто, новой профессии таксист.
А водитель кобылы произнес Леонид Утесов в своей песне «Песня старого извозчика» в мультфильме «Старая пластинка» (1982 года выпуска).
Многим также известна песня «Зеленоглазое такси» — советская песня, написанная в 1987 году композитором Олегом Квашой и поэтом Валерием Панфиловым. Первым исполнителем стал Михаил Боярский в 1987 году.
«Зеленоглазое такси» — имеется в виду специальная маленький огонек, устанавливаемая с внутренней стороны лобового стекла зеленого цвета, обозначающая, что машина свободна.
Многие вспомнят такие известные выражение из фильма «Бриллиантовая рука»: «Кто заказывал такси на Дубровку?». Или же: «Наши люди в булочную на такси не ездят».
Во многих странах такси «носят» желтый цвет, хотя в других оно может быть и другого цвета.
Но особой характерной чертой для большинства такси является так называемые «шашки» выполненные в прямоугольной форме и прикрепляющееся на крышу такси. Это является, что такси работает официально.
В разное время советские такси были голубыми, зелеными, салатовыми, желтыми, но все же главной принадлежностью оставались «шашки» на крыше и маленький огонек на лобовом стекле..
В СССР существовали, так называемые таксопарки.
В те времена водителей готовили строго. Принимали не судимых граждан старше 21 года. Их полгода обучали на специальном комбинате. Новичков не отягощали планом, несколько недель они изучали город, учились общаться с пассажирами и контролерами, а также с сотрудниками ГАИ. Перед каждым выездом машина осматривалась. Хотя многим, кто жил в те времена известны моменты их различных хитростей и уловок. Но это совершенно другая тема…
Позже их заменили различные предприятия («службы» или «компании») в основном частные.
В настоящее время, у официальных поставщиков данной услуги, существует своя диспетчерская служба вызова такси, а также различные виды тарифов и скидок. К примеру, каждый 10-й бесплатно.
Такси является таким видом транспорта, когда человеку, по разным причинам надо попасть с пункта «А в пункт Б». И при этом быстро, надежно и комфортно (хотя последнее не всегда соблюдается). Практически в любую часть города, а также в любое время суток.
Каждый должен выбирать сам того или иную «службу» вызова такси («компанию»).
В данном материале не указывались проблемы, положительные и отрицательные стороны Вашему вниманию был представлен материал, просто связанный с краткой историей этого вида транспорта и таксометра (счетчика).
Список используемых материалов:
1) Леонид Утесов – Песня старого извозчика, https://www.youtube.com/watch?v=34sHO10Kb6Q
2) История развития такси и таксометров, https://www.datecs-exellio.com.ua/fiscal-information/articles/item/353-old-taxi.html
3) Древнейшая профессия: как появились первые такси, и как рассчитывали цену поездки, https://www.kolesa.ru/article/drevneyshaya-professiya-kak-poyavilis-pervye-taksi-i-kak-rasschityvali-tsenu-poezdki-v-1890-kh
4) Михаил Боярский – Зеленоглазое такси, https://www.youtube.com/watch?v=COnveebyPNM
5) Такси
Оставить комментарий