Нове на сайті


Інтерв'ю
Новини області
Новини України
Оголошення
Афіша

Никопольский Железнодорожный вокзал – Главные ворота Никополя.

Никопольский Железнодорожный вокзал – Главные ворота Никополя.
25 Бер 2021 10:14 | Новини Нікополя

Часть вторая. Продолжение.

Железнодорожная станция в городе Никополь, в настоящий момент, расположена практически в центре города. А первоначально находилась в нескольких километрах от Никополя. Чем руководствовались строители дороги неизвестно, но существует версия, что когда планировали и строили ж/д дорогу «строители» предложили руководству города дать за взятку для того чтобы проложить ж/д дорогу вблизи города. Но местные управленцы отказались.
Позже, в году 1909, местные купцы были весьма заинтересованы в продлении железнодорожной ветки до хлебной пристани в Никополе. Это могло позволить сильно оживить торговлю в нашем местечке. Купцы стали не только акционерами сего строительства и вложили в него всю необходимую сумму, но собрали все письменные предложения по оному вопросу и сделали всё чтобы предложение приняли и рассмотрели.
Вскоре от вокзала к набережной Днепра протянется железнодорожная ветка (она и сейчас ведет к нефтебазе на Новопавловке).
Регулярно курсировал поезд «Никополь-Марганец». Многие никопольчане работали на Марганецких шахтах и добирались на работу и с работы этим безотказным и надежным рабочим поездом.
Жалованье служащих Екатерининской железной дороги по сведениям 1902 года составляла в рублях в месяц:
стрелочника – 10-20; кондуктора – 20-30; кочегара – 15-60; помощника машиниста – 25-40;
машиниста – 30-60; телеграфиста – 20-35; товарного кассира – 50-85; конторщика – 30-50.
Для сравнения цены на некоторые товары:
Мука пшеничная 0,08 р. (8 копеек) = 1 фунт (0,4 кг); Рис фунт 0,12 р.= 1 фунт (0,4 кг);
Бисквит 0,60 р.= 1 фунт (0,4 кг); Молоко 0,08 р.= 1 бутылка; Томаты 0,22 р. = 1 фунт;
Рыба (судак) 0,25 р. = 1 фунт; Виноград (кишмиш) 0,16 р.= 1 фунт; Яблоки 0,03 р. = 1 фунт.
В метрической системе мер Русский фунт = 0,40951241 кг
В 1902 году ведро водки стоило 4 рубля, хромовые сапоги – 2 рубля, кирзовые – 1 рубль, фунт мяса – 40-60 копеек, фунт ситного хлеба – 3 копейки, 20 ложек – 50 копеек.

В книге Павла Богуша «Три поездки Сергея Прокофьева в Никополь» описывается первое пребывание С.С. Прокофьева в Никополе которое происходило где-то с 3-4 по 10-11 июля 1909 года;
«Когда поезд остановился в Никополе, перед глазами Прокофьева предстал новый красивый вокзал с башенками и большими окнами. Сам Василий Митрофанович Моролев, одетый в праздничный костюм, поглаживая свои мопассановские усы, двинулся навстречу своему юному другу. Носильщик подхватил тяжелый чемодан Прокофьева, набитый нотами и партитурой его сочинений и произведений своих учителей, а также Скрябина, Вагнера, и понес вслед за Моролевым и Прокофьевым. Оба радостно смеялись, острили. Прокофьев, высокий, ярко выраженный блондин, с красивым цветом лица и живыми глазами, степенно шествовал рядом с Моролевым. Уложив чемодан, оба разместились в экипаже. Кучер на великолепных рысаках – выездном экипаже земского ветврача – с ветерком проскочил поле, отделяющее вокзал от местечка.
– Вот он, наш город победы – Никополь, – сказал Моролев, показывая С. Прокофьеву городок, расположенный внизу, где широкой дугой протекал Днепр и виднелись зеленые плавни, а на берегу золотые песчаные косы».

Долгое время на здании находилась мемориальная доска, которая была установлена 06 ноября 1950 года. А в 1967 году гипсовую мемориальная доска была заменена мраморной. Размеры доски: 0,5 Х 0,6 Х 0,02 м. Надпись гласила: «Здесь 14 ноября 1917 г. отрядами рабочих и крестьян под руководством Никопольского ревкома были разоружены 3 эшелона белоказаков». «Исчезла» она с началом декоммунизации.
Отступление от темы.
25 октября (07 ноября) 1917 года в Петрограде свершилась «Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало новой исторической эпохе – эпохе «социализма».
Весть о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде пришла в г. Никополь по железнодорожному селектору 26 октября (08 ноября) 1917 года.
10 ноября 1917 года Совнарком принял декрет «О постепенном сокращении численности армии». Согласно ему в бессрочный запас увольнялись солдаты призыва 1899 года, затем до конца декабря 1900 и 1901 годов. Поспешность в проведении демобилизации была вызвана массовым самовольным уходом солдат с фронта, начавшимся после объявления первых декретов Советской власти, особенно «Декрета о земле». Остановить дезертирство в этот период было некому: офицерский корпус повсеместно отстранялся от командования, большевистские ревкомы и большевизированные солдатские комитеты боролись за власть, одновременно проводя демократизацию и заключая локальные перемирия с противником.
Во-первых, никаких белоказаков тогда еще не существовало, а если они и были, то далеко на Дону, у генерала Каледина А.М, где только началось зарождаться Белое движение т.е. белогвардейцы. А это ехали домой уставшие от войны фронтовики и дезертиры. И многие без сопротивления сдавали оружие по требованию небольших красных отрядов;
Во-вторых, казаков никто не разоружал. Казачьим полком командовал Филипп Кузьмич Миронов (в честь него в Никополе была названа улица, сейчас Ивана Мазепы), член партии большевиков с 1912 г. С его подачи сдача оружия прошла мирно и спокойно. (А в Харькове у них отобрали и коней.)
Исходя из выше изложенного можно утверждать, что это очередной придуманный Советской властью миф.
Первый раз вокзал пострадал в годы гражданской войны. В сентябре 1920 года в Никополе находилась Красная армия. На самой же станции находился трофейный бронепоезд, на котором были выведены из строя пушки. Красноармейская команда во главе с матросом Филиппом Босюком привела бронепоезд в порядок, установила на нем новые пушки: две трехдюймовые, 48-линейную гаубицу, 57 мм пушку и одно орудие неизвестной марки с испорченным поворотным и подъемным механизмами, но с запасом снарядов. Помимо пушек на бронепоезде было 14 вполне исправных пулеметов.
В боевых операциях команда участвовала мало. Бронепоезд наверняка бы послали на фронт, будь в порядке железнодорожное полотно и мосты. Поэтому команда долгое время занималась восстановлением Чертомлыкского моста.
На Никополь налетали врангелевские самолеты и сбрасывали бомбы на вокзал, пытаясь попасть в бронепоезд.
В рамках Государственного плана электрификации СССР (ГОЭЛРО) Приднепровской железной дороги, в 1932 году начались работы на участке Запорожье — Никополь — Кривой Рог (станция Долгинцево) по электрификация железных дорог. 10 марта 1935 г. открыто регулярное движение поездов на электрической тяге на участке Запорожье — Никополь, а 25 октября завершена электрификация всего участка длиной 202 км. Участок электрифицирован по системе постоянного тока напряжением 3 кВ истал крупнейшей в то время электрифицированной магистралью страны. На этой линии использовались отечественные электровозы серии ВЛ19.

Оставить комментарий

avatar
250