Нове на сайті
Інтерв'ю
Новини області
Новини України
Оголошення
Афіша

Прогимназия Иванова.

Прогимназия Иванова.
2 Гру 2020 10:37 | Новини Нікополя

Часть 2. Несбывшиеся надежды

К осени 1906 года местечко Никополь уже во многом было полноценным городом. За последние полвека здесь появилось множество заводов и мельниц, а от местной пристани в Одессу и Херсон золотым потоком шла чудесная украинская пшеница, вкуснейшее сало, шерсть и другие товары с никопольских ярмарок, ежегодный оборот которых достигал миллиона рублей. Три года назад сюда провели железную дорогу и построили замечательный вокзал, так что теперь в Никополь можно было попасть в любое время года, не взирая на капризы погоды. Центральная часть городка была замощена и освещалась по ночам газовыми фонарями. Быстрыми темпами возводились купеческие особняки и доходные дома. Своим дорогим гостям Никополь мог предложить несколько гостиниц на любой вкус и кошелёк, а народ попроще довольствовался тюфяком на одном из постоялых дворов. Для любителей природы рядом с пивзаводом Карла Штекеля имелся прекрасный зелёный уголок – сад «Кинь-Грусть», принадлежащий семье Турбаб, вдоль дорожек которого росли благоухающие цветы и откуда открывался живописный вид на реку и остров Орлова. В Никополе работало несколько банков и страховых обществ, имелся Купеческий клуб и Общественное собрание. Были здесь и другие атрибуты городской жизни: тюрьма, публичный дом, библиотека, кинотеатр, больница, почтово-телеграфная контора, базар, несколько типографий, целая улица магазинов и доблестные полицейские на перекрёстках, следившие за порядком. Но чтобы считаться полноценным городом, Никополю недоставало среднего учебного заведения, ведь начальные школы имелись даже в сёлах. Несмотря на значительную торговлю, городской бюджет составлял всего 20.000 руб., и этих денег едва хватило бы на постройку школьного здания. Вот почему, когда учитель Иванов обратился к Директору народных училищ Калабановскому, под надзором которого находились все начальные учебные заведения Екатеринославской губернии, с ходатайством о преобразовании своего четырёхклассного училища в прогимназию, его просьбу горячо поддержал никопольский городской староста Михаил Филиппов. Не остался в стороне и новый Екатеринославский губернатор Александр Клингенберг. В томительном ожидании прошло несколько месяцев. Наконец, 10 августа 1907 года от Директора народных училищ было получено долгожданное разрешение. Весть мигом облетела городок, и за три недели, остававшиеся до начала учебного года, в новую прогимназию Иванова записалось сразу 50 мальчишек. Выделенная земством субсидия позволила принять в прогимназию с десяток одарённых детей, родители которых, в основном крестьяне, были слишком бедны, чтобы оплачивать учёбу своих чад. Общее число учащихся возросло до 82 человек, благодаря чему у Николая Никитича появились средства на постройку собственного школьного здания. Пока же прогимназия располагалась в съёмном помещении по Херсонской улице, принадлежащем городу (в наше время на этом месте сквер рядом с остановкой «Медучилище»).
Несмотря на неизбежные трудности, молодая прогимназия процветала, и Николай Иванов решился: в начале апреля 1908 года он написал письмо министру Народного просвещения графу Толстому, в котором просил разрешения преобразовать свою прогимназию в восьмиклассную гимназию. Руководство Никополя и родители учеников целиком поддержали эту просьбу. Дело в том, что большинство гимназистов собиралось продолжать учёбу, и после окончания четырёх классов прогимназии им пришлось бы уезжать в большие города, гимназии в которых, что правительственные, что частные были совершенно переполнены. Иванов также просил Екатеринославского губернатора замолвить за него словечко перед министром просвещения. Добрый человек, посвятивший себя благородному делу просвещения, он был уверен в успехе, не подозревая о тех неприятностях, которые ждали его впереди. Ещё осенью Николай Никитич приобрёл на Херсонской горе, через дорогу от Ярмарочной площади участок земли и теперь полным ходом приступил к строительству здания гимназии. Между тем учебный год близился к завершению. В мае в прогимназии произошло знаменательное событие – состоялся первый выпуск. Двенадцати выпускникам в торжественной обстановке были вручены свидетельства об окончании курса прогимназии, а затем учебное заведение закрылось на каникулы. Благодаря стараниям Иванова, летом на Херсонской горе выросло одноэтажное здание новой гимназии с шестью светлыми классами и большим рекреационным залом, где ученики могли отдохнуть между занятиями. Отделочные работы продолжались до самой осени, и 1 сентября 1908 года сверкающая новенькими стёклами и пахнущая свежей краской прогимназия распахнула перед девятью десятками учеников свои лакированные двери. Правда, в этот день у неё появился серьёзный конкурент. Буквально в двух минутах ходьбы, на Днепровской улице, открылось Никопольское семиклассное коммерческое училище, которое готовило специалистов экономического и торгового направлений. Туда принимались мальчики и девочки всех сословий и вероисповеданий, и к моменту открытия желающих учиться набралось три класса.
Тем временем Министерство народного просвещения, рассматривая обращение Иванова, запросило о нём Одесский учебный округ. Курирующее гимназии начальство, вообще не любившее частные учебные заведения за их вольности, враждебно относилось к учителю Иванову за его общественно-политическую деятельность и активное участие в жизни Никополя. Оно в самых мрачных красках обрисовало и самого Николая Никитича, и открытую им прогимназию. В итоге министр народного просвещения Кауфман, сменивший графа Толстого, нашёл повод отказать Иванову в преобразовании его прогимназии в гимназию. Он сослался на статью 3718 тома XI части I Свода Законов 1893 года, где говорилось, что владелец частной гимназии обязан иметь высшее образование Российской империи, а у Николая Иванова было лишь среднее. Это известие, полученное в феврале 1909 года, стало тяжёлым ударом для несчастного учителя, отдававшего все силы борьбе с закостенелой системой образования. В мае из прогимназии выпустились ещё 12 человек. Все они поступили в пятые классы гимназий соседних городов, а ведь могли продолжить учёбу в Никополе, если бы не козни Министерства просвещения.

Окончание следует.

Оставить комментарий

avatar
250