Нове на сайті


Інтерв'ю
Новини області
Новини України
Оголошення
Афіша

Павел Стройников: коррупционер, авантюрист или жертва обстоятельств

Павел Стройников: коррупционер, авантюрист или жертва обстоятельств
5 Жов 2020 14:54 | Новини Нікополя

В конце июня 1918 года глава Украинской Державы гетман Скоропадский ввёл государственную монополию на хлеб. Торговлей зерном отныне стало заниматься исключительно государство, закупая его у крестьян по строго фиксированным (твёрдым) ценам. В Никополе открылось агентство Державного Хлебного Бюро, подчиняющееся Екатеринославской конторе. Оно располагалось в мельнице Шора, рядом с Городским садом. Его Управляющим стал 33-летний земский агроном Павел Стройников, переехавший в Никополь несколькими годами ранее. Именно по его настоянию в нашем городе было открыто Бюро, благодаря чему местные мельницы получили работу. Все они к тому времени были национализированы. На каждой мельнице находился специальный мельничный агент Хлебного Бюро, который за помол зерна удерживал с крестьян часть драгоценного урожая. Те предлагали вместо зерна платить деньгами, стоимость которых в условиях гражданской войны быстро падала, и между ними и агентами часто возникали конфликты. Но стоявшие в Никополе оккупационные войска 11-й австрийской армии подавляли любые недовольства со стороны крестьян, поскольку их родина остро нуждалась в хлебе.

В середине ноября 1918 года, после распада Австро-Венгрии, иностранные войска покинули наш город. У нового никопольского руководства в лице городского головы Головко и заведующего Продовольственным отделом Управы Окуня с первых дней работы возникли напряжённые отношения с Хлебным Бюро, со временем переросшие в откровенную войну. Городская власть желала в одиночку контролировать продовольственные запасы Никополя. Головко на совещании пригрозил Стройникову, что во время поездки в Екатеринослав зайдёт в контору Хлебного Бюро и расскажет о злоупотреблениях в Никопольском агентстве, что он и сделал. С другой стороны, местное население ненавидело мельничных агентов и руководство Хлебного бюро. Люди считали, что Стройников сказочно разбогател на нелегальной торговле зерном. Неизвестные лица не раз угрожали управляющему и его заместителю Скороходу убийством. Таким образом, Хлебное Бюро оказалось «между молотом и наковальней», не имея никакой поддержки в городе. 25 декабря 1918 года пришёл приказ губернского комиссара Магалянского о проведении ревизии Никопольского агентства Хлебного Бюро. Накануне Нового года Павел Стройников неожиданно уехал на поезде в служебную командировку в Таврическую губернию и бесследно исчез. 21 января 1919 года Комиссия из представителей Никополя и волости под руководством Окуня приступила к ревизии Хлебного бюро. Были допрошены помощник управляющего Алексей Скороход, мельничные агенты и контрагенты, занимавшиеся закупками зерна у населения, взяты под контроль все городские мельницы. На мельницах Зименса, Шора и ряде других в больших количествах обнаружена неизвестно кому принадлежащая неучтённая мука. Были выявлены факты злоупотреблений со стороны Стройникова и служащих Агентства, занимающихся спекуляцией под прикрытием государственных удостоверений. Ревизионная комиссия обвинила управляющего Стройникова в бегстве и оставлении Агентства на произвол судьбы, а в отсутствие указаний Министерства Продовольствия из-за неработающего телеграфа взяла руководство всех операций Хлебного Бюро на себя.

Куда же делся Павел Стройников, семья которого осталась в Никополе, в полном неведении о его судьбе? Он и в самом деле уехал в Крым, где задержался на полгода. Стройников стал заведующим земельным отделом Евпаторийского ревкома. В конце июня 1919 года, после наступления Деникина, был эвакуирован из Крыма вместе с оставшимися в живых большевиками. После этого Стройников вместе с семьёй переехал в Екатеринослав (ныне – г. Днепр), работал агрономом-зоотехником. В 1930 году арестован органами ОГПУ по обвинению в создании Днепропетровской контрреволюционной организации агрономов «Трудовая крестьянская партия». Под пытками признал себя виновным во вредительстве и подготовке восстания прости советской власти. Приговор: 10 лет концлагеря в г. Усть-Вымске Республики Коми. Позже Павел Стройников был переведён в пос. Лименда Котласского района Архангельской области. Повторно арестован в 1938 году по ст. 50-10 ч.1 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) и приговорён к лишению свободы на 10 лет. Дальнейшая судьба Стройникова неизвестна. Реабилитирован дважды, в 1960 и 1992 годах. Сын Герман так и не смог выяснить, что случилось с его отцом. Осталось непонятным, почему Стройников уехал из Никополя сразу после приказа о начале ревизии Хлебного Бюро и отчего задержался в Крыму так надолго. Кем же он был: авантюристом, коррупционером или просто жертвой обстоятельств?

Оставить комментарий

avatar
250