Нове на сайті

Інтерв'ю
Новини області
Новини України
Оголошення
Афіша

Пароход Симиренко в Никополе

Пароход Симиренко в Никополе
14 Вер 2020 09:07 | Новини Нікополя

Всем знаком зеленый сорт украинских зимних яблок, выведенных селекционером Львом Платоновичем Симиренко. Но мало кто знает, что эта фамилия имеет отношение к Никополю.

Как известно, до 1861 года в Российской империи существовало крепостное право, и крестьяне считались личной собственностью своих помещиков. Чтобы получить свободу, нужно было уплатить хозяину солидный выкуп, что удавалось сделать лишь немногим счастливчикам. В 1810-е годы активный крепостной Степан Симиренко, разбогатевший на сапожном ремесле, сумел выкупить из неволи себя и свою семью. Его сын Фёдор женился на Анастасии, дочери другого предприимчивого крепостного Михаила Яхненко. Семьи объединили свои капиталы и занялись мукомольным бизнесом и хлебной торговлей. Бизнес шёл успешно, дело расширялось, прибавилась торговля скотом и выделка кожи. Через 20 лет клан Яхненко-Симиренко владел уже капиталом в сотни тысяч серебряных рублей. Старший сын Фёдора Симиренко, Платон, побывавший во Франции, предложил заняться новым перспективным направлением – производством сахара.

Благодаря горячему участию и поддержке князя Михаила Воронцова, отдавшего братьям в аренду на 36 лет 280 га земли, в его имении Городище, возле Млиева, в рекордно короткие сроки был построен удивительный городок, где ручной труд был заменён машинным. В 1848 году там появился семиэтажный, крупнейший в Европе сахарный завод с паровыми машинами, производивший также очищенный сахар-рафинад. Для служащих было выстроено 150 домов, каждый с особою усадьбою, огородом и садом. В магазинах городка все товары были качественными, дешёвыми и свежими. При заводе была прекрасная больница, вмещавшая в себе более 100 кроватей, школа из шести классов; почти все преподаватели были с университетским образованием. В городке имелись свой театр и паровая мельница, а его улицы освещались газовыми фонарями, чего не было тогда даже в Киеве. На постройку и оборудование было потрачено 400.000 руб, которые, впрочем, довольно скоро окупились. Из-за частых поломок импортных машин пришлось построить рядом первый отечественный машиностроительный завод, куда были приглашены на работу французские инженеры. Здесь же в 1853 году спроектировали и спустили на воду первые украинские металлические пароходы, перевозившие товары по Днепру – «Украинец» и «Ярослав Мудрый». Торговый оборот фирмы «Братья Яхненко и Симиренко» исчислялся миллионами рублей, а его векселя принимали по всей империи вместо денег.

Со временем, в силу возраста и пошатнувшегося здоровья знаменитые братья вынуждены были оставить ведение дел своим менее предприимчивым потомкам, которые попросту не выдержали конкуренции. В 1888 году фирма прекратила своё существование, а её многомиллионное имущество было продано с молотка, в уплату долгов перед казной и кредиторами.

Что касается парохода с вызывающим для слуха великоросса названием «Украинец», то он благополучно преодолел опасные днепровские пороги и прибыл в Никополь. Старичок исправно возил пассажиров и грузи из нашего города в Александровск (ныне – г. Запорожье) и обратно, причём по минимальным ценам. Рейсы совершались ежедневно, за исключением воскресенья.

После 1914 года информация о пароходе теряется. Скорее всего, с началом Первой мировой войны он в числе многих других судов был переименован и мобилизован в Имперский Черноморский флот. Дальнейшая судьба «Украинца» неизвестна.

Александр Назаров

Оставить комментарий

avatar
250