Нове на сайті


Інтерв'ю
Новини області
Новини України
Оголошення
Афіша

АНАТОЛИЙ ГОНТАРЕНКО – Человек-эпоха, оставивший яркий след и добрую память

Джерело: НСЖУ

АНАТОЛИЙ ГОНТАРЕНКО – Человек-эпоха, оставивший яркий след и добрую память
2 Гру 2020 17:56 | Новини Нікополя

На минувшей неделе ушел из жизни Анатолий Федорович Гонтаренко. Он скончался на 84 году жизни, но лишь только последний год по болезни прекратил свою трудовую активность. Он был Почетным гражданином города и последние 10 лет являлся советником городского головы.

Его имя было хорошо известно многим жителям нашего города. Он запомнился, как бывший и фактически последний первый секретарь Никопольского горкома партии советского времени (с 1985 по 1990 год). До прихода в городскую власть Анатолий Гонтаренко в течении десяти лет (с 1975 по 1985 год) возглавлял крупный в СССР машиностроительный завод – Никопольский краностроительный завод имени Ленина.
Анатолий Гонтаренко НЕ был коренным никопольчанином. Он связал свою жизнь с нашим городом в 1975 году, когда ему было 38 лет. Однако его вклад в развитие нашего Никополя переоценить невозможно. Пик расцвета социальной инфраструктуры, строительства жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений пришелся именно на годы руководства городом Анатолием Гонтаренко.

Основную часть своей трудовой биографии Анатолий Федорович работал на руководящих должностях, причем, это были разные времена – эпоха советского строя, перестройка, развал Союза и формирование независимого Украинского государства, сумбурные 90-е годы и не менее сложные, кризисные двухтысячные. Но во все времена, при любых обстоятельствах он никогда не разменивал свою совесть и душу. Возможно, в современном обществе образ такого руководителя некоторым покажется старомодным. Ведь сейчас в моде другие стандарты, определяющие положение человека в обществе наличием солидных банковских счетов, недвижимостью, престижным автомобилем. Но Анатолий Федорович всегда был верен своим принципам. Занимая высокие посты, он никогда не стремился к материальной наживе. Главным кредо его жизни была ответственность за людей и перед людьми, ответственность за порученное дело. Где бы он ни работал, он, прежде всего, руководствовался не властью, а ответственностью. У него не было любимчиков, его отношение к коллегам и подчиненным определялось исключительно по профессионализму человека и его работоспособности, лесть он чувствовал за три версты. Его побаивались, но уважали. На работе Гонтаренко был принципиальным, бескомпромиссным и требовательным, жестким и властным, но даже эти качества составляют его позитивный образ, потому что в основе его отношений всегда была справедливость, профессионализм и человечность.

Возглавляя Никопольский краностроительный завод и будучи первым секретарем Горкома партии, он, как и все никопольчане жил со своей семьей в обычной квартире крупнопанельного дома. У него никогда не было личного автомобиля, не было никаких благ. Зато было успешное руководство краностроительным заводом имени Ленина, который тогда входил в десятку мощнейших предприятий Союза, обеспечивая строительными и башенными кранами 75% потребности всего СССР. За 10 лет правления Анатолием Гонтаренко, завод освоил 25 (!) видов новой продукции, а годовой выпуск различных кранов доходил до 1000 штук! Краны поставлялись за рубеж, в страны Европы и Азии. Завод тогда тесно сотрудничал с известной польской фирмой «Бумар», выпуская маневренные краны на автомобильном шасси «Днепр-Бумар». По инициативе Анатолия Гонтаренко на Никопольском краностроительном был создан научно-исследовательский комплекс по испытаниям строительных и башенных кранов, который не только плотно сотрудничал с Днепропетровским инженерно-строительным институтом, а и являлся структурным подразделением кафедры строительных и дорожных мащин ДИСИ. Краностроительный завод был известен и имел солидную репутацию далеко за пределами Украины, как, впрочем, и его директор. Никопольские краны работали на крупнейших объектах Союза – Московской Олимпиаде-80, на БАМе и др. Анатолий Гонтаренко был удостоен звания Лауреата премии Совета Министров СССР и стал академиком Подъемно-транспортной Академии наук Украины. О том насколько качественной и конкурентоспособной была продукция, выпускаемая никопольским заводом, свидетельствует тот факт, что даже уже в независимой Украине, в недалеком нашем прошлом, никопольские краны были задействованы в Киеве на строительстве Олимпийского стадиона для ЕВРО-2012.

Во второй половине 80-х годов – в 1985 году, Гонтаренко был назначен первым секретарем Никопольского Горкома КПСС. На этом посту особенно ярко проявился его талант хозяйственника и организатора. В Никополе тогда интенсивно развивалось строительство – строились жилые микрорайоны, люди получали отдельное жилье, проектировались новые и новые объекты. Тогда жилой фонд в городе ежегодно в среднем увеличивался на 100 тысяч квадратных метров (это около 2-х тысяч квартир). Расширялись мощности завода железобетонных конструкций и кирпичного завода, поставляющие свою продукцию для строительства новых объектов. Открылась вторая музыкальная школа. Было построено несколько общеобразовательных школ, что позволило исключить занятия во вторую смену и дети стали заниматься только в первую смену. Открытие шести детских садов полностью ликвидировало очередь в дошкольные заведения. А ведь население Никополя тогда превышало 160 тысяч жителей. Большое внимание уделялось реконструкции медицинских учреждений. Фактически было возведено здание нового комплекса детской больницы, которая, к сожалению, так и не успела стать завершенным объектом. Одним из последних объектов, который Гонтаренко успел построить и сдать в эксплуатацию, было кардиологическое отделение на 100 койко-мест, которое стало лучшим в области. Много планов и проектов смог бы осуществить Анатолий
Федорович, будучи у руля города, но… произошло то, что в истории названо развалом Советского Союза.

Однако, профессионализм, опыт и мудрость всегда востребованы. В независимой Украине нужно было организовывать и развивать машиностроительный комплекс. Анатолия Федоровича пригласили консультировать именно этот промышленный сектор. И с этой задачей он справлялся блестяще. Несмотря на пенсионный возраст, много ездил по городам, где работали заводы машиностроительной отрасли – помогал, организовывал, подсказывал, консультировал.

В 2010 году Анатолий Гонтаренко стал советником городского головы Никополя. При его организационной поддержке был создан общественный Совет, который несколько лет возглавлял сам Анатолий Федорович. В состав общественного Совета входили самые опытные, грамотные и профессиональные люди города. Первые два года работы Совета были высоко оценены как на местном, так и на областном уровне. При непосредственной работе Совета город получил Устав территориальной громады и Стратегический план экономического развития и увеличения конкурентоспособности города Никополя до 2015 года. На Общественном совете рассматривались и решались многие важные вопросы хозяйственной деятельности города. При мэре Фисаке общественный Совет был распущен, а Анатолий Гонтаренко скромно пытался быть полезным новым руководителям города. Однако его знания, опыт и мудрые наставления все меньше и меньше находили отклик и понимание в нынешней городской власти.

Ночью 23 ноября у Анатолия Федоровича случился сердечный приступ, приехавшие медики скорой помощи долго пытались «запустить» сердце, но оно остановилось….

P.S. Хоронили Анатолия Гонтаренко от церквушки, что возле морга. Траурная церемония и отпевание выглядело менее, чем скромно – присутствовало человек 25 – 30, пришедших проститься и проводить в последний путь некогда легендарную личность города… Скорее всего, причиной отсутствия многих друзей и соратников стала проклятая пандемия, следствием которой введенные ограничения на массовые сборы людей.

Юлия Белик, Председатель Правления Никопольской организации НСЖУ

Оставить комментарий

avatar
250