Нове на сайті

Інтерв'ю
Новини області
Новини України
Оголошення
Афіша

Прогулки по улицам Никополя.

Прогулки по улицам Никополя.
19 Жов 2020 11:52 | Новини Нікополя

От 7-й Поперечной, минуя «Великий» октябрь и до наших дней
улицы Героев Чернобыля.

На этот раз мы пройдемся, не по улице старой части города, но она также по своему интересна. К тому же наши читатели и подписчики об этом просили.

Она хоть и не является самой главной улицей нашего города, но в то же время является одной из главных «магистралей», и начинается так сказать от «северных ворот города» и «помогает» выйти уже на «южные ворота».
Выгибается она дугой через значительную часть города.

Берёт своё начало возле одной из главной и крупной развязки города. В народе называется просто «переезд». Начинается от улицы Патриотов Украины и заканчивается, за кафе «Колесо», уже на Лапинке на пересечении с улицей Одесской. И длина её составляет около 4,5 километров.
Здесь наблюдается очень интересное сочетание частного сектора, промышленной зоны, пятиэтажек и пересечение с двумя главными проспектами Электрометаллургов, Трубников и другой крупной транспортной артерией, улицей Херсонской. Улица застраивалась в разный период и крайне неравномерно.

Главной достопримечательностью несомненно является Железнодорожный вокзал, расположенный по адресу Г. Чернобыля 54, который был построен в самом начале XX века. Можно сказать, что это одно из первых зданий этой улицы. Здание несколько раз реконструировалось, однако основная идея постройки сохранилась до наших дней.
Именно здесь, на расстоянии нескольких верст от города (тогда ещё местечка), в едином стиле возвели целый комплекс – вокзал, депо, здания ведомственных служб и жилые дома для железнодорожников, некоторые здания сохранились до настоящего времени. Для рабочих железной дороги даже был разбит небольшой сквер с качелями.

Для детей железнодорожников в 1918 году открылась средняя школа-«четырёхлетка». Позже она стала «семилетней», а с 1936 года её называли «железнодорожная школа № 36» – тогда нумерация железнодорожных школ велась в целом по Приднепровской железной дороге. Теперь – школа №2.

Благодаря уклону поверхности привокзальной площади в Никополе иногда появляются сразу два вокзала, в отражение образовавшегося «водоема» после дождей.
Многие Никопольские фотографы делают фото вокзал в отражение.

Первоначальное название улицы было 7-я Поперечная. Когда улицам Соцгорода Никополя давали названия было похоже чем-то на Нью – Йорк с ихними стритами и авеню. Продольная, поперечные и внутриквартальные, которые позже начали переименовывать.

В 1957 году в СССР праздновали c размахом 40-е летие Октября и вся пропагандистская направленность советского агитпропа была нацелена на это.
К этому событию 4 октября 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.
Вот в те года улица получила новое название, в честь сорокалетия Октября.
Во времена Советского Союза было «модно» присваивать площадям, улицам, предприятиям названия в честь очередных «круглых» дат Октября или называть именами вождей революции. И многие названия улиц в разных населенных пунктах бывшего СССР были не то что созвучные, но и одинаковые.

Улица «пробегает» мимо Никопольского Краностроительного Завода, который когда то был известен не только в Украине, но и за ее пределами как специализированное предприятие, выпускающее башенные краны и другие подъемно-транспортные механизмы. Сейчас от этого всего остались только воспоминания и своего рода памятник социалистическому реализму, в виде красной звезды на одном из зданий…

Большое кладбище находилось в районе нынешнего автовокзала. Основную часть захоронений оттуда родственники перенесли на открывшиеся тогда кладбище возле НЗФ, в период 1980 – 1981 – х годов.

Здесь же расположился, так называемый, Автобан – район от автовокзала до проспекта Трубников (ранее проспекта Ленина), от Героев Чернобыля (ранее улица 40 лет Октября) до площади (танк) захватывая территорию Никопольскую городскую больницу №1 и до проспекта Электрометаллургов. Часто встречается загадочная аббревиатура А-113, которая означает номер квартала.
Здесь располагался знаменитый цех полуфабрикатов, в народе просто полуфабрикаты или ЦПФ. Сегодня здесь продуктовый магазин и кафе.

Южнотрубный завод стремительно строился и позже стал флагманом трубной промышленности, а численность рабочих достигала 20 тысяч человек. Их надо было где-то селить…Так в Никополе появился район Соцгород. Своего рода социальная направленность.

Интересно, что район Соцгород есть практически в каждом городе бывшего СССР.
В начале Великой Отечественной войны (в период 1941 – 1942 г.г.) более 2,5 тыс. предприятий и 18 млн человек были эвакуированы на восток страны за несколько месяцев. По своим масштабам и срокам это было беспрецедентное мероприятие, позже назвали «великое переселение людей и заводов». Которое спасло великое количество не только людей, но и заводы.
Персонал: инженеров, технологов, рабочих и прочих переселенцев необходимо было где-то селить.

Проектирование началось еще в годы войны и первые такие районы начали строить в 1942 году, не повсеместно конечно же. Затем опыт строительства этих домов (как быстро возводимых, и дешёвых) переняли в первые послевоенные годы. Эти однотипные двухэтажные дома первоначально строили пленные немцы. А затем своими силами. Эти районы получали громкое название Соцгород или соцгородок и стали активно застраивать в начале 1950-х годов.
В 1950—1980-х гг. Никополь продолжал развиваться как крупный промышленный город. К списку предприятий, построенных в 1930-е гг. и восстановленных после войны, прибавилось немало новых.

На перекрестке нынешней улицы Героев Чернобыля и проспекта Трубников был переезд трудового поезда, история которого начинается с довоенного периода, более двадцати лет доставлял рабочих из старой части Никополя к Южнотрубному заводу. Где располагалась конечная остановка — «ЮТЗ».
Стрелочник поднимал шлагбаум — и поезд следовал по улице Первой прокатной, позже ставшей проспектом Сталина, потом проспектом Ленина, к остановке «Соцгород». Паровоз оповещал гудком свой дальнейший путь. До войны в этом районе находилось всего 10 домов. Интересно, что в сегодняшнем доме № 39, предназначенном тогда для инженерно-технического персонала, была комната для прислуги без окна.
На пересечении с проспектом Трубников находится самый большой фонтан города, а рядом небольшой сквер. Тут же установлен памятник чернобыльцам, напоминание о страшной чернобыльской трагедии.

Уже на другой стороне проспекта, также на углу, стоит знаменитый дом со шпилем, в котором долгое время располагался знаменитый магазин «Каравай».
Когда-то вдоль улицы был рынок, который убрали во второй половине 2000-х.
Начинался практически от проспекта и заканчивался за улицей Трубченко.

В 1949 году на месте кукурузного поля пленные немцы построили здание школы №13. Примечательно, что за всю историю существования до недавнего времени у нее было лишь три директора (официально назначенных). Со дня открытия ее возглавила Феодосия Власовна Лавренова. В 1968 году первого директора сменила Людмила Даниловна Овчинникова. Тогда перед школой была поставлена новая «небывалой сложности» задача – от семиклассного образования перейти к массовому среднему.
В конце 1980-х в практику вошло не назначение, а избрание руководителя членами трудового коллектива. В 1989 году школу №13 возглавила Рита Григорьевна Горбачева и оставила свой пост в 2018 году.
За долгие годы существования школы многое изменилось, и о кукурузном поле мало кто уже и помнит.

Напротив, через дорогу, находилась сразу два детских садика «Орлёнок» и «Гусельки». Сейчас в том здании находиться Рекламно – полиграфический центр «Січ».

Сегодня улица вполне обустроенная, хотя и не без проблем.
Так как на улице оживленное движение, особенно грузового автотранспорта Часто происходят ДТП, особенно на основных перекрестках. Остро стоит тема о безопасности пешеходов на переходах возле школ №2 и №13.
Ещё одно проблемное место, которое знакомо многим жителям и особенно автомобилистам в районе автовокзала, на пересечении улиц Электрометаллургов и Героев Чернобыля – так называемая ливневка, которая выходит из берегов во время крупных дождей. И в этом месте улицу надо форсировать или переплывать.
Сейчас она наполненная одноэтажными и многоэтажными домами, магазинами, салонами, кафе, различными предприятиями и учреждениями, живет своей шумной и тихой городской жизнью.
Улица начинается с интенсивного движения транспорта и заканчивается на тихих улицах Лапинки.

Александр Назаров.

Оставить комментарий

avatar
250