ЖЕНА УТЕСОВА БЫЛА НИКОПОЛЬЧАНКОЙ благодаря этому обстоятельству Леонид Осипович несколько раз посетил наш город.
Леонид Осипович Утесов (настоящее имя Лазарь Вансбейн, по другим данным Лейсер Вансбейн) – родился 21 марта 1895 г. В Одессе. Одним из первых на эстраде стал исполнять рассказы И.Бабеля и М.Зощенко. Создатель эстрадного оркестра «Теа-джаз». Исполнитель в главной роли в культовом советском фильме «Веселые ребята». Многие песни, спетые Леонидом Утесовым, стали народными.
«КАК МНОГО ДЕВУШЕК ХОРОШИХ…»
Наша землячка Елена Осиповна Голдина, сестра анархиста Исаака Голдина, сосланного в Сибирь, была не первой невестой Утесова. Первая – жила в Тульчине (ныне Винницкая область), куда Утесов вместе с цирком приехал на гастроли. Он заболел и отстал от труппы. Хозяева квартиры, где он жил, относились к юноше с сочувствием, но больше всего ему внимания уделяла хозяйская дочь Аня Кольба, на которой благодарный квартирант решил жениться. Но уехав в Одессу за родительским благословением, жених быстро забыл и о болезни, и о Тульчине, и об Анечке Кольба.
С никопольской невестой все было иначе, хотя и с ней он познакомился во время гастролей в Александровске (ныне г.Запорожье). Ради прекрасной Елены он поступил в передвижной театр, в котором она работала, приехав сюда из Никополя. На вопрос одного из никопольских краеведов: «Чем вам запомнился Никополь?» – Утесов ответил: «Тем, что в Никополе я женился». Вскоре Утесов увозит молодую жену в Одессу, где супруги устраиваются работать в Решельевский театр. А в 1916 году у них родилась дочь Эдит.
После Утесов напишет в своих мемуарах: «Говоря о людях, которые помогли мне преодолеть трудности «легкомысленного моего искусства», я не имею права не сказать о человеке, под чьим неустанным внимание я находился пол века – в самые активные и рудные годы моих поисков. У меня была жена-друг, жена-советчик, жена-критик. Только не думайте, что я был многоженцем. Она была едина в трех лицах моя Елена Осиповна, Леночка. Она обладала одним из тех замечательных качеств, которые так необходимы женам артистов и которых они часто, к сожалению, лишены. Она никогда не приходила в восторг от моих успехов».
Утесов вспоминал, как после очередной премьеры, за кулисы приходили друзья, знакомые, говорили ему комплименты, жали руки, восторгались. Поздравляли и Елену Осиповну с успехом мужа, она улыбалась и благодарила, но когда оставалась вдвоем с ним, то чаще всего происходил следующий диалог:
– Лена, ну как?
Она спокойно говорит:
– Хорошо.
– И это все?
– Ну, я тебе говорю: хорошо. Только в первом отделении ты поешь эту песню «Сон». Это плохая песня.
– Ну а вообще?
– Вообще – хорошо, но этот твой конферанс перед танцами – очень дешевая острота, так ты мог острить, когда был одесским куплетистом, а сегодня – это стыдно.
– Ну, это отдельные недостатки, это я исправлю, ладно, а вообще как?
– Вообще хорошо! Но финал надо изменить. Ведь он притянут за волосы и никак не вытекает из предыдущего.
– Ну а вообще впечатление? – откровенно выпрашивает Утесов похвалу.
– Общее впечатление хорошее, но можно сделать лучше.
Всю жизнь Леонид Осипович стремился, чтобы его Леночка безоговорочно сказала: «Хорошо». К ее критике он прислушивался больше, чем ко всем другим рецензентам. Наверное, потому, что она действительно верила, что он может быть лучше.
Елена Осиповна была хозяйственной женщиной. В первые месяцы их совместной жизни в семье прижилась плетеная корзина, где на черный день среди вещей хранилась золотая пятерка, завязанная в платочек. И однажды в городе Большой Токмак (ныне Запорожская область), где артисты были на гастролях, Утесов легкомысленно проиграл эти семейные деньги в тире. «Жена ничего не сказала, но потом в течении всей нашей жизни, когда я совершал какие-нибудь необдуманные поступки, иронически смотрела на меня и говорила: «Опять прострелял наши пять рублей», – вспоминал Утесов.
Наверное, Леонид Осипович был одним из первых артистов, за которыми тянулся хвост досужих, а иногда – и обоснованных слухов. По воспоминаниям оркестрантов, он был прекрасным семьянином, любил жену и дочь Эдиту. Но, бывало, влюблялся в своих эстрадно-театральных партнерш. Однажды даже оставил семью и перешел жить к любовнице. Шли дни, Утесову все больше не хватало заботливости и доброты Елены Осиповны, которая умела поддерживать тепло домашнего очага, берегла здоровья мужа, создавала ему условия для успешной работы. В те годы отопления в домах было печным. Для этого нужны были дрова. А молодая красотка, с которой жил Леонид Осипович, предпочитала тратить деньги на наряды. Узнав об этом, Елена Осиповна заказала машину дров к дому, где жил Утесов. А своей сопернице написала записку: «Топи, не жалей дров. Береги Ледечку!». После этого Леонид Осипович собрал свой чемодан и вернулся к семье.
Прожив с Еленой Осиповной почти полвека, Утесов посвятил нашей землячке проникновенные строки:
В любви своей остынуть не успев,
На этой мысли я ловлю себя невольно.
Мне дорога твоя любовь и даже гнев,
Когда ты мной бываешь недовольна
«СПАСИБО, СЕРДЦЕ!»
Леонид Утесов оставил нам не только прекрасные песни, но и мемуары. Он прожил интересную жизнь в не менее интересное время.
О детстве и об Одессе. «До десяти лет я мечтал быть пожарником, а после десяти – моряком. К четырнадцати годам музыка победила все, а в пятнадцать я уже работал в балагане».
«В старой Одессе было много всего. У нее были свои романтики, свои сумасшедшие и свои герои. Но больше всего – музыки».
О жизни. «Мне не надо было ходить в театр. Он был вокруг меня. Всюду. Бесплатный, веселый и своеобразный. Театр оперный, драматический и всякие другие – не в счет. Там за деньги. Нет, другой – подменная жизнь, театр, где непрерывно идет одна пьеса – человеческая комедия».
О песне. «Песни – как люди: они рождаются, и продолжительность их жизни разная. Одни, плохие, умирают быстро, хорошие живут долго».
О псевдониме. «Я решил взять себе фамилию, которой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Холм, например, может быть, сделаться Холмским? Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское – могильный холм. Что же еще на земле выдающееся, мучительно размышлял я, стоя на лонжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной, Боже мой, подумал я. Утесы, есть же еще утесы.
«С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ»
Юмор был органичной частью натуры Утесова. Анекдоты, розыгрыши, афоризмы давали ему возможность распахнуть, выразить, облегчить душу. Эти истории, которые каждый раз обрастали новыми подробностями, Леонид Осипович и сам с удовольствием рассказывал друзьям.
ФАКТ ПЕРВЫЙ
Во время гражданской войны в Одессу приехали артисты из Питера и Москвы, Киева и Харькова. Работы для многих не нашлось. Актеры голодали. И вот Вера Холодная, Утесов и другие популярные артисты решили помочь коллегам – провести гала-представление, сбор с которого должен был пойти в пользу голодающих актеров. Однако билеты приобретались неохотно. Зрители боялись ходить вечером по городу, где орудовали бандиты Мишки Япончика – некоронованного короля Одессы. Чтобы концерт мог состояться, Утесов пошел на встречу с Япончиком и попросил его в тот вечер никого не трогать. «Король» согласился. На афишных тумбах расклеивают афиши со странной припиской: «Свободный ход по городу до 6 утра!» Одесситы текст поняли. Театр был полон.
ФАКТ ВТОРОЙ
Об одном из своих выступлений в Георгиевском зале Кремля на приеме в честь беспосадочного полета советских летчиков из Москвы в Америку через Северный полюс Утесов рассказал так: «Ко мне в артистической комнате подошел подтянутый военный с ромбами в красных петлицах и почти по-командирски произнес: «Вас просят исполнить «С одесского кичмана». Уверенный, что НКВД проверяет мою благонадежность, я твердо сказал: «Это запрещено». Ответ военного прозвучал как приказ: «Вас просит товарищ Сталин». Я спел эту песню, потом повторил на «бис». Люди, сидевшие за столиками с винами и закусками, были довольны. Немного похлопали мне Сталин и члены Политбюро. Позже я узнал, что Сталин откликнулся на просьбу летчиков».
ФАКТ ТРЕТИЙ
…В Москве шел международный джазовый фестиваль. Председателем жюри был Утесов. Он никак не мог найти общий язык с англо- и франкоговорящими. Раздосадованный, он крепко выругался на идиш. И тут все отозвались, зааплодировали: поняли. «После этого я сделал вывод, что все люди – евреи, но не все в этом признаются», – шутил певец.
ФАКТ ЧЕТВЕРТЫЙ
У Леонида Осиповича были сердечные отношения с оркестром. Трогательные отношения с друзьями. Когда его друга кинодокументалиста М.Слуцкого по навету посадили в «Матросскую тишину», он добился разрешения и всем оркестром дал концерт для Слуцкого и других заключенных в тюрьме.
ВРЕМЯ НЕУМОЛИМО
…Как-то за два года до смерти Утесов поставил пластинку с песней М.Табачникова «Перевал» в собственном исполнении. Речь в ней шла о собственной жизни и о том, что наступает время спускаться с достигнутых вершин. Он слушал самого себя и плакал, повторяя слова песни: «Ничего не копили для черного дня, не ловили, не рвали из рук. Наша совесть чиста, милый друг»
Леонид Утесов не был нашим земляком. Но его песни, ставшие народными, неподражаемый одесский шарм, южный говор роднили его с Никополем. Он был не только артистом. Он был членом большой семьи артистов. Утесов – это история, Утесов – это легенда.
Один из любимых анекдотов Утесова
Однажды, во время Первой мировой войны, Николай ІІ прибыл на передовые позиции. Вдруг летит вражеский снаряд и, дымясь, падает к ногам царя. Еще секунда… В этот момент какой-то солдат хватает снаряд, бросает его в рощу, где он и взрывается. Царь спрашивает:
– Фамилия?
– Никифоров, Ваше Высочество!
– Женат?
– Холост, Ваше Высочество!
Тогда царь говорит:
– Позвать сюда князя Голицына!
Князь является. Царь:
– Князь, полковник Никифоров просит руки вашей дочери.
Князь мнется.
– Понимаешь, князь, генерал Никифоров просит руки вашей дочери.
– Ваше Высочество, генералов много…
– Хорошо, князь, мой близкий друг просит руки вашей дочери.
Князь опять готов что-то возразить, но в это момент бывший солдат, хлопнув царя по плечу, говорит:
– Коля, друг, да пошли ты его подальше. Что мы без него бабы не сыщем?
Валерий БЕНЬКО, член НСЖУ
Фото с интернета
Моб. 0508639158
01.09.2020








Оставить комментарий